О «грусти»
Прошла очередная встреча в рамках проекта «Между 2 стульев».
Тема встречи — «Грусть».
Мои мысли про грусть возникшие во время и после семинара.
Тезисно:
Позволяет глубоко погрузиться.
Ее не описать, можно только переживать.
Трудно принести ее другому.
С грустью невозможно работать, но важно встречаться.
Грусть — важное переживание. Переживание грусти позволяет прожить, расстаться с чем-то, отказаться от чего-то. В этом смысле грусть близка к гореванию.
Еще грусть возникает в ситуации неудовлетворенности человека в какой-то сфере. Когда ему чего-то не хватает. Что-то ему нужно, а этого у него нет. Именно не злость, не обида, а грусть. И грусть в этом месте позволяет принять эту нехватку и как-то обходиться с ней. Мне кажется, злость иначе направляет человека в этой ситуации.
Во время подготовки к семинару в диалоге с Наташей Кедровой получил от нее очень интересную вещь, над которой продолжаю думать и «распробовать»: «Грусть имеет четкие рамки в отличие от печали. Печаль, равно как любовь, ужас, не имеет конкретных рамок. Мне симпатична девушка – это значит – мне симпатична девушка. Я люблю девушку – я люблю ее, люблю ее, люблю то, как она одевается, ее собаку, ее город, жизнь, в которой она есть. Я расстаюсь с девушкой, которая мне нравится — я грущу по конкретной девушке. Я расстаюсь с девушкой, которую люблю — мне печально — ведь я расстаюсь не только с ней, а с множеством вещей помимо нее.
Еще важное открытие семинара — грусть это отдаление для переосмысления. В грусти человек как-то отдаляется от других, становится отдельным и осмысляет важный для него опыт. Такого невозможно в контакте с другим.
И этот феномен был тоже для меня интересен на семинаре, посвященном чувству грусти неотвязно возникала другая тема/ситуация (может быть, она просто грустна): когда рядом находится другой человек невозможно оставаться собой, нужно как-то соответствовать, подстраиваться. И тогда грустить совсем трудно.
Мне в голову пришла ассоциация про отношения родителя и ребенка. Я представил себе, а потом спросил у участников: «Какой возникает первый позыв, когда я как отец вижу грустную дочь?» Ответы совпали — развеселить! Сделать что-нибудь, чтобы этой грусти не было! родителей зачастую пугает грусть ребенка. Это чувство, с которым важно срочно что-нибудь сделать. Полагаю, ребенок может интроецировать такой способ отношения и обхождения с грустью, и в последующем реагировать на нее и обходиться с ней подобным образом. При этом он утрачивает, прерывает важный механизм, переживание. Возможность что-то допрожить, смириться, с чем-то расстаться, а что-то присвоить.
Я часто встречаюсь с этим в работе с паническими расстройствами, когда люди пытаются сохранить мир неизменным, таким, «каким он был раньше». Предполагаю, что это присутствует не только в случае с паническим расстройством, но там это очень заметно.
И потому при встрече с грустью у клиента важно быть бережным, медленным. Не стремиться быстро «поднять ему настроение. Остается быть рядом с клиентом в его грусти, пока он не выйдет с каким-то своим осмыслением. Это важно для клиента и является большой поддержкой для него.
Это не догма, не рецепт, скорее, момент важный для ориентации в психотерапевтической работе.
Мне показалось, что в результате того, что на группе это удалось несколько раз, смогли появиться достаточно сильные переживания, чувства и новый опыт. Тут остановлюсь, так как дальше пересеку границу конфиденциальности.
Рад, что были подняты важные для осмысления вопросы:
— Зачем мы работаем с чувствами?
— Зачем вообще задавать вопросы «Что ты чувствуешь?», и что делать после, того как получаешь на него ответ?
— Как работать с чувствами?
Вспоминаю, что во время образования проглотил этот вопрос как рабочий инструмент, а полный смысл работы с проживанием чувств, исследования их в практике осмысливаю до сих пор.
И еще парочку вопросов:
— Когда у детей возникает грусть? (в каком возрасте)
— Для чего важна грусть?
Мне было бы интересно, чтобы отозвались другие участники проекта – как вам после этого семинара в практике? Да и другие отзывы о грусти – кому интересна или важна эта тема.
Принято решение оставить группу открытой. Поэтому желающим можно включиться в ее работу.
Тема следующей встречи «Злость».
Встреча состоится 23 ноября.
По вопросам участия звонить по телефону